Академия проэктно-дистанционного образования

Положение о Проектно-дистантном подходе

Общие положения

1. Проектно-дистантный подход (ПДП) позволяет соединить все преимущества стационарного и заочного (дистанционного) подходов. Оновными составляющими ПДП являются:

Дистантный подход – по нашей терминологии, в отличие от дистанционного, позволяющий проводить занятие с группой, в живой коммуникации в он-лайн режиме с демонстрацией слайдов или активных ссылок (это также называется «вебинар»).

Проектный подход – в отличие от общепринятого на стационаре предметно-урочного подхода, где лишь в конце курса учащиеся смогут оценить, для чего они учились, здесь учащимся сразу дается возможность соприкоснуться с целью своего обучения благодаря заданию курсового проекта уже в самом начале курса после краткого терминологического введения; благодаря этой ясности и близости цели достигается все нарастающие интерес и мотивация к обучению.

2. Суть ПДП в создании поля интеллектуального напряжения между двумя полюсами: «полюсом знания», в котором находится преподаватель, имеющий горячее стремление поделиться своим знанием, и «полюсом незнания», в котором находится ученик, не менее горячо желающий научиться (см. также описание ПДП в Приложении).

Это задает две методические функциональные позиции, необходимые для осуществления ПДП:

Преподаватель, имеющий в ПДП-занятии статус «мудреца», имеет ответы на все возможные вопросы в виде слайдов-диаграмм и дающий к ним устные пояснения.

Тьютор – организатор профессиональной коммуникации, «сталкер», ведущий учеников от «полюса незнания» к «полюсу знания» путем формирования вопросов к «мудрецу»; он также удерживает проект вцелом, его разбиение на подпроекты, создание в соответствии с этим проектных команд и модерирует взаимодействие между этими командами.

3. Для осуществления ПДП также необходимы следующие организационные функциональные позиции:

Провайдер – (в нашей терминологии) отвечает за программное и техническое обеспечение трансляции занятий в любую точку земного шара;

Директор Отделения (Филиала) Колледжа – обеспечивает в данном месте точку входа в систему трансляции ПДП;

Куратор учебной группы – осуществляет административное и психологическое сопровождение своей группы (ведение учета посещаемости, информирование родителей решение вопросов, связанных с оплатой обучения, помощь отстающим ученикам, разрешение конфликтов и психологических противоречий, создание ученического самоуправления и т.п.);

Менеджер-методист – проведение рекламной кампании, зачисление учеников, формирование учебных групп, создание новых Отделений Колледжа;

Методолог – удержание системы ПДП вцелом, разработка методики и дидактики преподавания, организационное развитие системы ПДП, простраивание этапов развития;

Генеральная Дирекция (центральный офис) – юридическое обеспечение функционирования Системы ПДП, финансовый менеджмент, обеспечение бухгалтерской и технической деятельности.

4. Типовое развертывание ПДП-курса следующее:

Набор учебной группы 20-30 человек;

Знакомство с учащимися куратора, затем тьютора и преподавателя; формирование навыков коммуникации при дистантном подходе;

Профессиональное тестирование с целью выявить исходный уровень знаний у учащихся (куратор и преподаватель);

Психологическое тестирование на выявление мотивации в обучении и способностей и талантов, которые должны быть развиты(куратор);

Тренинг на формирование внутрикомандных отношений и настройки на проектный подход (куратор и тьютор);

Постановка достаточно реальной и наглядной задачи, имеющей очевидное практическое применение (преподаватель);

• Развертывание профессиональной коммуникации: как приступить к решению этой задачи (тьютор);

Формирование вопросов, проясняющих системное расслоение предмета задачи (тьютор);

• Перформулирование исходной задачи как проекта, т.е. как системно расслоенной задачи (тьютор);

Выявление особенностей каждого подпроекта:какие требования он предъявляет к своим разработчикам (тьютор);

• Прояснение необходимых способностей в соответствии с особенностями подпроекта (тьютор вместе с куратором);

Формирование учебных команд (проектных групп численнстью 5-7 человек) в соответствии с особыми способностями членов этих команд (тьютор вместе с куратором);

Организация коммуникации внутри команд для постановки вопросов к «Мудрецу» (тьютор);

• Последовательые ответы на вопросы при помощи слайдов, ссылок на литературу, действующие программные продукты и т.д., устные уточнения и комментарии к ним (преподавтель);

Проведение пленума: обмен опытом между командами, создание целостного видения процесса решения задачи для каждого ученика (тьютор, куратор и преподавтель);

Выявление отстающих, уменьшения мотивации и работа с этим (куратор);

• Еще несколько итераций приводящих к полному решению задачи.

Приложение

Описание ПДП (автор Баранов Владимир Юрьевич)

Основная аудитория, на которую ориентирован ПДП — начинающие обучение программисты и дизайнеры. Для такой аудитории недостаточно грамотного материала в Сети, мало книг на русском языке, посвященных основам программистских и дизайнерских знаний. Занятия, построенные на основе ПДП, рассчитаны на прояснение основных принципов, ключевых подходов и начальных понятий, формирование базовых навыков, без знания и владения которыми можно писать несложные программы или оформлять простые сайты, но невозможно стать квалифицированным программистом или дизайнером. ПДП не предоставляет учащимся готовых решений, а помогает учащимся находить их самостоятельно во взаимодействии с командой соучеников под руководством опытных наставников (преподавателей) и организаторов (тьюторов). Учащиеся при ПДП не являются пассивными потребителями знаний, но активно участвуют в процессе накопления знаний. Ведущую роль в ПДП играет эвристический метод обучения, сочетаемый с традиционным дидактическим методом. Эвристическая деятельность учащихся не предполагает предварительных умений действия по образцу. Методика эвристического обучения построена так, что учащиеся получают задания для самостоятельной работы и в процессе диалога с преподавателем при участии тьютора "наводятся" на возможное решение или направление решения задачи. Помимо помощи со стороны преподавателя, учащиеся могут обсуждать проблему с соучениками и тьюторами.

Нередко наилучшим, а возможно и единственно возможным, ответом на поступивший от учащегося вопрос является выполнение ряда последовательных операций. Во время телефонной конференции для наглядной демонстрации, как своих действий, так и презентационных материалов, преподаватель может использовать сервисы обеспечивающие групповую демонстрацию экрана (screen-sharing). Таким образом, учащимся обеспечивается возможность восприятия не только статичного материала в виде отдельных изображений или текстов, но и целого важного процесса – последовательности взаимосвязанных действий выполняемых преподавателем на своем компьютере. Зачастую учащимся лучше один раз увидеть ключевой для выполнения учебного задания процесс, разворачивающийся перед глазами в режиме реального времени, чем сто раз услышать его описание.

Описание ПДП (автор Андрей Юрьевич Букарос)

Обучение происходит в режиме вебинаров. Аудитория вебинара представлена в лице ведущего преподавателя, тьютора, учеников. Аудитория знакомится с проектом, который ученикам необходимо будет выполнить. Проект разворачивается в виде проектных задач, которые по содержанию могут быть независимыми или частично пересекаться и накладываться друг на друга. Каждая задача обязательно должна представлять собой законченное произведение (например, фрагмент оформления веб-страницы, фрагмент программного кода и т.д.), у которого должны быть исходные данные и визуальный результат (в виде текста или графики). Проектная задача может охватывать от одной до трех тем изучаемой дисциплины. Поскольку это не всегда возможно, то понятия не рассматривающиеся в рамках данной проектной задачи, но физически присутствующие в ней, должны быть представлены на уровне "черного ящика". Группа учащихся на первом занятии, посвященном данному проекту, разбивается на проектные группы в соответствии с проектными задачами. Внутри проектных групп появляются лидеры-капитаны, разработчики и тестеры. При помощи правильных (ЧТО? ГДЕ? КОГДА?) вопросов к преподавателю ученики получают необходимую базовую информацию, которая может быть представлена в виде короткого текстового ответа, слайда, ссылки на внешний интернет-ресурс или на внутренний ресурс ОККК. "Запрещенным" должен быть вопрос КАК? Изучая полученную от преподавателя информацию, ученики формируют на текущем или к следующему занятию новый пакет вопросов и т.д. вплоть до выполнения проекта. Между проектными группами вводится соревновательный элемент в части быстроты и правильности постановки вопросов и изучения полученной информации. Каждое занятие проектные группы презентуют свои наработки и достижения. Таким образом, в ходе выполнения проекта ученики будут овладевать знаниями по изучаемой дисциплине. Поскольку проектные задачи охватывают от одной до трех тем изучаемой дисциплины, то очевидно, что проектов должно быть несколько для полного овладения предметом учениками. В следующих проектах разработчики и тестеры меняются местами. Первые проекты должны быть меньшими по объему, чем последующие.

Функции преподавателя:

- презентация проекта на первом занятии

- постановка проектных задач

- выдача задач с исходными данными проектным группам

- ответы на "правильные" вопросы

Функции тьютора:

- организация активности аудитории

- деление группы учеников на проектные группы

- определение ролей лидеров-капитанов, разработчиков и тестеров

- разбивка проектной задачи внутри проектной группы на подзадачи

- выявление "слабых звеньев" и оказание им психологической помощи

Функции лидера-капитана:

- помощь тьютору в постановке "правильных" вопросов

- товарищеская помощь "слабым звеньям"

- связи между проектными группами

- разработка или тестирование определенной подзадачи

Функции разработчика:

- разработка определенной подзадачи

- постановка "правильных" вопросов

Функции разработчика:

- тестирование и оптимизация определенной подзадачи

- постановка "правильных" вопросов.